ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОТКРЫТОМ УРОКЕ


Общие положения.

1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении; уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Тарутинская муниципальная основная общеобразовательная школа».

1.2 .Настоящее положение распространяется на все ступени образования, в которых предусмотрено проведение открытого учебного занятия.

1.3 . Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы учителей и педагогов дополнительного образования, действенным элементом учебного и воспитательного процессов в МОУ «Тарутинская муниципальная основная общеобразовательная школа».

1.4 .Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно- воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

1.5 . Задачей учителя, демонстрирующего открытое учебное занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной работы.

1.6 . Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.

1.7 . В начале учебного года составляется график проведения открытых учебных занятий. Председатель методического совета школы составляет единый график проведения открытых учебных занятий в МОУ «Тарутинская муниципальная основная общеобразовательная школа». Утвержденный график проведения открытых учебных занятий доводится до сведения педагогов школы.

1.8. Основным критерием для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися под руководством педагога.

2. Планирование открытых уроков

2.1. На Методическом совете в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений занятий педагогов методических объединений, определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году.

2.2. На основании обсуждения творческого опыта педагогов членами комиссии составляется план проведения открытых занятий с целью обобщения их опыта.

2.3. При составлении плана проведения открытого урока целесообразно поручать в первую очередь опытным, творчески работающим педагогам.

Могут привлекаться к открытым урокам молодые преподаватели, если у них есть интересные поиски, педагогические находки.

2.4. При планировании открытых занятий определяется конкретная методическая цель каждая из них - общая или частная.

2.5. При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебному году. Нецелесообразно планировать их на сентябрь и первую неделю каникул (адаптационные периоды).

2.6. Педагоги представляют разработанные сценарии проведения урока. Тема и форма проведения открытого урока определяются учителем самостоятельно. Необходимыми условиями проведения открытого урока являются использование любых компонентов УМК школьной программы и средств ИКТ.

2.7. Требования к содержанию сценария урока. Сценарий должен содержать следующие обязательные разделы:
Тема;
Класс;
Форма проведения;
Цели и задачи;
План урока с указанием тематических блоков и частей урока, необходимого времени для реализации каждой части;
Вопросы и задания;
Ход урока;
Технические средства обучения;
Использованные компоненты УМК (для учителя и учащихся);
Другие дидактические материалы;
Методическая литература;
Интернет-ресурсы;
Самоанализ.



3. Методическое обеспечение открытого занятия.

3.1. Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение занятия, готовится не позднее, чем за неделю до его проведения.

3.2. В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения (приложение 1).

3.3 Методическая цель открытого занятия формулируется в соответствии с методической темой педагога.

3.4. Методическая разработка или методические рекомендации к открытому занятию должны отражать вопросы организации и методики учебно - воспитательного процесса на занятии.

3.5 Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает в методической разработке учебно -воспитательный процесс в свете тех педагогических задач которые положены в основу занятия, чтобы используемые методы и средства воздействия на учащихся способы организации их деятельности помогли другим педагогам критически оценивать всю систему работы и вызвали желание ее усовершенствовать.

3.6. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами.

3.7. Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям разработок урока (см. приложение 2)

3.8. Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения на заседании методического объединения представляется на рассмотрение Методического совета и сдается в методический кабинет.

4. Проведение открытого занятия.

4.1. За одну неделю до проведения занятия педагог или руководитель методического объединения ставит в известность заместителя директора по УВР о проведении открытого учебного занятия.

4.2. Открытое учебное занятие проводится в деловой обстановке.

4.3. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.

4.4. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

4.5. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.

4.6. Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист наблюдений открытого занятия» (приложение 4).

5. Обсуждение и анализ открытого учебного занятия

5.1. Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведения.

5.2. Организует обсуждение руководитель методического объединения или ответственное за подготовку занятия лицо.

5.3. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

5.4. При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных моментах данного занятия, не уводить обсуждение от поставленной цели.

5.5. Обсуждение следует проводить в следующей последовательности:

- педагог, проводивший занятие;

- приглашенные преподаватели;

- руководитель методического объединения;

- представитель администрации, ответственный за методическую работу ;

- преподаватель, проводивший занятие.

5.6. Первое слово предоставляется педагогу, который проводил открытое занятие. (приложение 3). Он должен четко раскрыть цели учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.

5.7. Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных пособий и дидактических материалов. В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы.

Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:
соответствие программе;
методическая проработка плана и хода урока;
полнота и разнообразие используемых материалов по теме;
доступность и оригинальность подачи материала;
методы и приемы организации деятельности учащихся;
мотивация деятельности учащихся;
разнообразие используемых технических и программных средств;
соответствие итогов поставленной цели;
тиражируемость (возможность использования коллегами).

5.8. В заключении выступают руководитель методического объединения и представитель администрации.

Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают вывод о целесообразности использования представленного опыта.

5.9. При анализе открытого занятия все выступающие должны оценить воспитательную роль занятия, его значение. Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим живой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе.

5.10 После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.

5.11. Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам.

6. Внедрение результатов открытого занятия в педагогическую практику.

6.1. Все присутствующие на открытом занятии сдают заполненные бланки листов наблюдений занятия председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа открытого учебного занятия подводятся итоги посещения (приложение 5)

6.2. Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов и предложений относятся к воплощению передового педагогического опыта.

6.3. Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива на педагогическом совете школы. В решении педагогического совета включаются конкретные предложения и рекомендации по использованию опыта.

6.4. Система открытых занятий должна поддерживать все новое, передовое, что рождается в труде педагогического коллектива, способствовать внедрению в практику передовых форм и методов обучения и воспитания учащихся школы.

6.5.Сценарии лучших уроков хранятся в архивах методического совета и размещаются на сайте методического объединения школы.

6.6.Учителю выдаются справки (отзывы) о проведённых открытых уроках, которые размещаются в портфолио учителя.

По материалам http://40309-s-014.edusite.ru/p88aa1.html

Приложение 1

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

 Структурные элементы учебного занятия

ЭТАПЫ

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

 Этапы комбинированного урока:

  1. Организация начала урока
  2. Проверка выполнения домашнего задания
  3. Всесторонняя проверка знаний
  4. Подготовка к усвоению нового учебного материала.
  5. Усвоение новых знаний.
  6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
  7. Закрепление новых знаний.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.  

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

  1. Организация начала урока
  2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
  3. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Примерная разработка урока

Открытый урок по ...

Дата ....

 учащиеся       класса

учитель .....

Тема урока ...

Тип урока -

Методика проведения занятия:

Деятельность учащихся

Цели:

Задачи урока

Для  учителя

 Обучающие:

Развивающие:

 Воспитательные

Для учащихся

 Обучающие:

 Развивающие:

 Воспитательные

Учебно - познавательная деятельность

Этапы урока

(время)

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

1

 

 

Краткое содержание урока:

 

 

 

 

 

 Приложение 3

ВАРИАНТ АЛГОРИТМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Характеристика класса.

А) Здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.

Б) Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.

В) После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.

Г) После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.

Д) Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.

(Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но н на конкретных учащихся)

2. Затем анализируются внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.

3. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях и умениях, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.

4. Характеристика замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.

5. Как был построен урок, исходя из его замысла? Характеристика этапов урока, выделение учебно- воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.

6. Структурный аспект самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока; анализ соответствия в рамках этих моментов задач, содержания, методов и форм (доказательство оптимальности выбора).

7. Функциональный аспект анализа; определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся; анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.

8. Оценка конечного результата урока: оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом урока. Причины этого разрыва; оценка достижения воспитательных и развивающих задач урока; выводы и самооценка урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКА УРОКА

Школа                  Класс ____________   Дата  _____________

Посещающий ____________________________________

Ф.И.О. учителя ______________________________ Предмет _________________________

Учащихся в классе _______  На уроке ___________

Тема урока: ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Цели урока: ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Требование к деятельности учителя

оценка

Требования к работе обучающихся

оценка

 

хор

удов

неуд

хор

удов

неуд

 

  • 1. Организационный момент

 

 

 

1. Внимание обучающихся на различных этапах урока:

а) в начале урока

б) в конце урока

 

 

 

 

  • 2. Повторение и проверка знаний

 

 

 

  • 2. Активность учащихся:

а) при опросе;

б) при изучении нового материала;

в) при закреплении

 

 

 

 

  • 3. Теоретический уровень изложения:

а) научность

б) логичность

в) систематичность

г) доступность

д) последовательность

 

 

 

 

4. Раскрытие темы

 

 

 

3. Наличие учебной мотивации

 

 

 

 

5. Отбор материала

 

 

 

4. Прочность знаний, умений, навыков

 

 

 

 

6. Организация внимания обучающихся

 

 

 

5. Самостоятельность суждений

 

 

 

 

7. Организация развития мыслительных процессов

 

 

 

6. Отношение к учителю

 

 

 

 

8. Создание условий обучения:

а) учебно-материальные

б) школьно-гигиенические

в) морально-психологические

г) эстетические

 

 

 

7. Культура труда

 

 

 

 

8. Речь обучающихся

 

 

 

 

9. Активная позиция обучающихся

 

 

 

 

9. Воспитательная сторона урока:

а) стимулирование положительного отношения обучающихся к учению

б)  реализация воспитательной цели

в) НРК

 

 

 

10. Самоконтроль

 

 

 

 

11. Дисциплина:

а) готовность  к уроку

б) во время урока

в) во время самостоятельной работы

г) во время объяснения

д) во время подачи домашнего задания

е) реакция на звонок

 

 

 

 

10. Создание условий психологической комфортности:

а) педагогический такт

б) речь учителя

 

 

 

 

11. Реализация индивидуального похода

 

 

 

Примечания:

 

12. Расчет времени

 

 

 

 

13. Организация самостоятельной работы

 

 

 

 

14. Объективность оценивания

 

 

 

 

15. Домашнее задание

 

 

 

 

16.  Самооценка урока учителем

 

 

 

 

Выводы:  ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Рекомендации:     _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Роспись посетившего  _______________________

 

Приложение 5

Итоги посещение открытого занятия

Класс_____________  предмет ________________  дата ________________

Преподаватель________________________

Цель посещения______________________________

Разделы и позиции

Итоги наблюдения

1. Создание общих условий эффективности урока

1.1.

Указания по организации урока: цель, задачи, этапы

 

1.2.

Использование на занятии ТСО, оборудования

 

1.3.

Учет особенностей группы: возраст, уровень подготовленности

 

1.4.

Обеспечение санитарно - гигиенических условий, валеологический аспект.

 

1.5.

Рациональное использование времени урока: темп, ритм, отсутствие отступлений, четкие границы урока.

 

2. Преподавательская компетентность

2.1.

Владение содержанием предмета в современном аспекте

 

2.2.

Соответствие информации (демонстрации) теме урока

 

2.3.

Соответствие приемов обучения целям и задачам урока

 

2.4.

Правильность и профессиональность речи преподавателя.

 

2.5.

Применение оригинальных приемов и методов обучения, современных технологий.

 

3. Техника обучения

3.1.

Иллюстрирование объяснения: записи на доске, показ образцов

 

3.2.

Использование в обучении не менее 2-х форм организации работы (фронтальной, групповой, индивидуальной)

 

3.3

Организация самостоятельной работы по овладению материалом на уроке.

 

3.4.

Использование приемов, активизирующих внимание и  память.

 

3.5.

Использование заданий разных уровней трудности

 

4. Организация стимулирующего обучения

4.1.

Применение  стимулирующих приемов введения в урок и организация итога занятия, активизирующего самостоятельную работу учащихся вне урока

 

4.2.

Побуждение учащихся к самоанализу и самокоррекции, к оценке и коррекции друг друга

 

4.3.

Использование приемов обучения, поддерживающих устойчивый интерес к уроку.

 

4.4.

Предложение заданий творческого и проблемного характера

 

4.5.

Применение активных методов обучения: диалогов, дискуссий, ролевых игр и т.д.Продолжение »

Мой открытый урок по физике
"Тепловые явления в природе и жизни человека"

Разработка урока Razrabotka-uroka-8-klass-ZU-Teplota.doc

Карточки с названиями команд nazvaniya-komand.doc

Самоанализ Samoanaliz-8-klass-ZU-Teplota.doc

Листы наблюдения и оценки listi-nabludeniya--8-klass-ZU-Teplota.doc

Презентация (2 части, для корректной работы надо скачать обе и положить в одну папку) Prezentatiya-OU-ZU-8kl-Teplota.part2.rar
Prezentatiya-OU-ZU-8kl-Teplota.part1.rar



Дизайнеры

Объяснение

Экспериментаторы

Работа

Мощность спички

Плакат

Смайлики

Мои ученики

Мои координаты

E-mail: ekaterinafilina@mail.ru