Фильмы о взаимоотношениях учителя и ученика

 

Юленька (другие названия: «Юленька. Зло», «Юленька. Смертельные уроки») — художественный фильм 2009 года. Страшный фильм. Слабонервным учителям не смотреть, а ученикам не смотреть в принципе. Но если в Вас есть пунт оптимизма и искрометная любовь к людям, то смотреть обязательно, дабы полечиться от вышеперечисленного! А если серьезно, то смотреть фильм стоит! Мораль - нельзя недооценивать своих учеников! Учителю нельзя быть слабым, что бы не случилось!

 

Класс. Если спросить, что может быть более жуткое, чем Юленька, и более реалистичное, то это фильм "Класс". Меня с середины начало трясти... Я и раньше видела как  из школы, в которой я работаю, забирали документы хорошие детки, потому что одноклассники выбрали их своей грушей для битья и приколов. И думаю наша школа - не исключение.

Интересно представлено поведение педагогов в фильме, я бы даже назвала это педагоги-шаблоны. Первый тип - строгая леди, которая знает, куда надавить, чтобы класс выполнил ее команды. И лучше они их выполнят, чем будут с ней связываться. Она будет стоять до конца. А вот душевные качества у меня вызвали сомнения. «Неужели Вам его не жалко?» - единственное, что она может выжать из себя. За нее Йозепу достается больше всего. Другой тип – этик. Она и класс находятся по одну сторону, она с ними и за них: то за одного, то за другого, и ни за кого конкретно. Ситуации не накаляет, не бежит к директору, и, тем не менее, ей удается противопоставить Йозепа всему классу, и выставить его клоуном. Третий тип – романтический. Учительница настолько поглощена французской литературой, что не видит (не хочет/не может) класс. И к классу она обращается и говорит грамотно и красиво, но класс занят своими делами. Она даже выручает несколько раз ребят из конкретных ситуаций, сама того не понимая. Но и не помогает исправить конфликт. Розовые очки у нее или тактика невмешательства, я так и не поняла. Директор качественный! Замученный, в бумажках, и сразу: «Не нравится – забирайте документы, я никого не держу». Фраза не в точности из фильма, но ее повторяет как минимум три четвертых директоров школ и не по одному разу на дню.  Разбор дела ограничивается выслушиванием одного мнения избранного. И ничего другого от нее мы не ждем, ибо из-за кипы бумаг она не видит даже себя…  Вот так бумагами убивают последнюю инстанцию. А могла ли она, разобравшись, решить проблемы? И кто может помочь? Как?

Меня очень волнуют проблемы, обсуждаемые в фильме «Класс», как учителя, который еще не осознал свой стиль ведения уроков и общения с классом. Существует ли учитель, решивший или способный решить проблему из фильма «Класс»? А если да, то какой он должен быть?

Если кто-то про фильм класс скажет: «Вот в наше время такого не было!» - посмотрите фильм «Чучело» и убедитесь, что проблема эта вечная и неискоренимая. В высоконравственных коллективах, я надеюсь, отсутствует таковое явление, но до такого коллектива надо пройти еще много-много ущербных с низким духовным развитием и отсутствием принципов. На уроках биологии в школе мы узнавали о том, что человек в животике мамы проходит все степени развития от примитивной бактерии до человека. Хотя родившегося малыша еще трудно назвать человеком. Он развивается, учится ходить, говорить, делает все то, что эволюция продела с человечеством, прежде чем оно стало называться цивилизованным обществом. Именно поэтому в школе часто происходят явления, которые нам кажутся абсолютно безнравственными. Мы осуждаем и наказываем за это детей. Но ведь это всего лишь этап их развития. Они не могут перескочить этот этап, как не смогла наша цивилизация обойтись без войн и кровавых революций.

В этом отношении фильм «Чучело» очень показателен со своим гонением на ведьм, с инквизицией и даже ритуальным костром. На фоне детской жестокости и лицемерия  искренне любящая и верящая Лена Бессольцева. Своей неспособностью к злу и ненависти дедушка и сама Лена выглядят  чудаками, они вынуждены заколотить окна и уехать.

Четкие как грани кристалла все характеры и судьбы этого фильма, кроме одного героя. Смазанная личность учительницы, занимающейся своей личной жизнью, ничем не примечательна. Когда она говорит – хочется, чтобы она замолчала, когда она в кадре – мы видим не ее, а детей. Она наказывает детей за то, что они сбежали с урока, а сама едет в Москву. А где она была, когда они убегали? Раз она наказала детей, то должна была наказать и себя в этом случае. Но дети – это для нее работа, которую домой она не несет. Стоит ли ее осуждать? Она просто женщина, человек, а потом уже учитель, а не наоборот.

Продолжение жестокости в школе в фильме «Последний урок», теперь по отношению к учителю. Смотрела не отрываясь. Постановка фильма интересна: мы видим чудовищную ситуацию, которая становится все хуже и хуже, и каждая следующая сцена фильма дополняет картину того, как это могло случиться.

Начало дня. Уже прошло 20 минут урока, ученики не спеша идут в класс, выясняя проблемы друг с другом, явно не за знаниями. Толпой набрасываются на учительницу, хамят,  не слушают, долго усаживаются, не так как она просит, сидят в шапках, куртках, на просьбы снять их, огрызаются, дерзят. Учительница пытается начать урок, вызывает учеников отвечать.  Когда два парня отвечают, за спиной у учительницы разворачивается целый балаган. Она оборачивается, видит за ширмой двоих ребят, бросается к ним. Сумка, отбирает, угрозы, в подробностях что сделают, как сделают, ее точный адрес, пистолет. У нее в руках пистолет, она испугана, звонки, полиция, и понимает, что терять нечего. Она начинает урок. Последний свой урок.

Выясняется все трагическое положение учеников в классе. Дело происходит во Франции, дети все приезжие: негры, арабы и другие народы. Многие «игры» учеников на религии. Вы говорите мне то и то, потому что Вы расистка/расист. Ох, как знакомо мне это! Однажды такое началось, когда одного нерусского парня на уроке я спросила «Какое из этих русских слов тебе не понятно?» после того, как он не смог повторить определение. Раз тридцать фразу повторил компьютерный герой из презентации к уроку, я и еще несколько учеников. Я до сих пор помню, как хотела, чтобы он произнес «Равномерное движение – это движение, при котором тело проходит одинаковое расстояние за равные промежутки времени».  В общем, класс заявил, что я расистка, по школе начали шушукаться, что, в общем-то, и раньше за мной такое замечали. Мне было больно. Никогда не видела разницы между ребенком русским или другой национальности. Друзья у меня из разных религий и разных национальностей, всегда успокаивала конфликты на этой почве, если мне приходилось их видеть. Объясняла людям, что такое толерантность.  А тут такое! И ведь явно было, что он просто разговаривал все это время с друзьями, пропустил определение, не записал его, так еще же учителя и сделал виноватым. Учителя меня не поддержали. Особенно их классный руководитель. Она понимала, что дети манипулируют, но считала виноватой меня, так как допустила произойти всему этому. Так и пришлось мне извиняться. Пол урока я стояла возле окна в коридоре с этим учеником и объясняла, что ничего такого никогда не чувствовала и он ошибся.  При том парень довольно добродушный был, хоть и не учился толком, а разжигал конфликт его друг, хитрый ребенок, склонный манипулировать. Вот и пришлось остальную половину урока разговаривать еще и с ним. В общем, конфликт решился, больше пока что со мной такого, тьфу-тьфу, не происходило. Это был первый год моей работы школьным учителем.

Вот теперь Вы можете себе представить, с какой жаждой я впитывала кадры из фильма «Последний урок»!  Других похожих ситуаций, описанных в фильме не перечесть. Может быть не такие яркие или не на грани, как в фильме, но были. Потому что работаю в обычной школе, где много трудных подростков с тяжелой судьбой и большими проблемами.

Единственное, что мне не понравилось в фильме, что так и осталось не понятно, как это изменить. Картина яркая, сочная, со всеми подробностями и точными образами, не пропущено ни одной детали. Но это только слепок реальности. Если целью фильма было показать положение дел в школе, то все сделано правильно. Но меня не может, как человека стоящего посередине этой картины, не волновать, как сделать ее добрее, как помочь детям, как договориться без пистолета?..

 

Если вы хотите что-то добавить к тексту или обратиться к автору, то пишите сюда!

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Мои координаты

E-mail: ekaterinafilina@mail.ru

Бесплатный хостинг uCoz