ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТКРЫТОМ УРОКЕ
Общие положения.
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении; уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Тарутинская муниципальная основная общеобразовательная школа».
1.2 .Настоящее положение распространяется на все ступени образования, в которых предусмотрено проведение открытого учебного занятия.
1.3 . Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы учителей и педагогов дополнительного образования, действенным элементом учебного и воспитательного процессов в МОУ «Тарутинская муниципальная основная общеобразовательная школа».
1.4 .Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно- воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
1.5 . Задачей учителя, демонстрирующего открытое учебное занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной работы.
1.6 . Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.
1.7 . В начале учебного года составляется график проведения открытых учебных занятий. Председатель методического совета школы составляет единый график проведения открытых учебных занятий в МОУ «Тарутинская муниципальная основная общеобразовательная школа». Утвержденный график проведения открытых учебных занятий доводится до сведения педагогов школы.
1.8. Основным критерием для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися под руководством педагога.
2. Планирование открытых уроков
2.1. На Методическом совете в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений занятий педагогов методических объединений, определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году.
2.2. На основании обсуждения творческого опыта педагогов членами комиссии составляется план проведения открытых занятий с целью обобщения их опыта.
2.3. При составлении плана проведения открытого урока целесообразно поручать в первую очередь опытным, творчески работающим педагогам.
Могут привлекаться к открытым урокам молодые преподаватели, если у них есть интересные поиски, педагогические находки.
2.4. При планировании открытых занятий определяется конкретная методическая цель каждая из них - общая или частная.
2.5. При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебному году. Нецелесообразно планировать их на сентябрь и первую неделю каникул (адаптационные периоды).
2.6. Педагоги представляют разработанные сценарии проведения урока. Тема и форма проведения открытого урока определяются учителем самостоятельно. Необходимыми условиями проведения открытого урока являются использование любых компонентов УМК школьной программы и средств ИКТ.
2.7. Требования к содержанию сценария урока. Сценарий должен содержать следующие обязательные разделы:
Тема;
Класс;
Форма проведения;
Цели и задачи;
План урока с указанием тематических блоков и частей урока, необходимого времени для реализации каждой части;
Вопросы и задания;
Ход урока;
Технические средства обучения;
Использованные компоненты УМК (для учителя и учащихся);
Другие дидактические материалы;
Методическая литература;
Интернет-ресурсы;
Самоанализ.
3. Методическое обеспечение открытого занятия.
3.1. Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение занятия, готовится не позднее, чем за неделю до его проведения.
3.2. В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения (приложение 1).
3.3 Методическая цель открытого занятия формулируется в соответствии с методической темой педагога.
3.4. Методическая разработка или методические рекомендации к открытому занятию должны отражать вопросы организации и методики учебно - воспитательного процесса на занятии.
3.5 Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает в методической разработке учебно -воспитательный процесс в свете тех педагогических задач которые положены в основу занятия, чтобы используемые методы и средства воздействия на учащихся способы организации их деятельности помогли другим педагогам критически оценивать всю систему работы и вызвали желание ее усовершенствовать.
3.6. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами.
3.7. Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям разработок урока (см. приложение 2)
3.8. Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения на заседании методического объединения представляется на рассмотрение Методического совета и сдается в методический кабинет.
4. Проведение открытого занятия.
4.1. За одну неделю до проведения занятия педагог или руководитель методического объединения ставит в известность заместителя директора по УВР о проведении открытого учебного занятия.
4.2. Открытое учебное занятие проводится в деловой обстановке.
4.3. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.
4.4. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.
4.5. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.
4.6. Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист наблюдений открытого занятия» (приложение 4).
5. Обсуждение и анализ открытого учебного занятия
5.1. Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведения.
5.2. Организует обсуждение руководитель методического объединения или ответственное за подготовку занятия лицо.
5.3. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.
5.4. При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных моментах данного занятия, не уводить обсуждение от поставленной цели.
5.5. Обсуждение следует проводить в следующей последовательности:
- педагог, проводивший занятие;
- приглашенные преподаватели;
- руководитель методического объединения;
- представитель администрации, ответственный за методическую работу ;
- преподаватель, проводивший занятие.
5.6. Первое слово предоставляется педагогу, который проводил открытое занятие. (приложение 3). Он должен четко раскрыть цели учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.
5.7. Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных пособий и дидактических материалов. В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы.
Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:
соответствие программе;
методическая проработка плана и хода урока;
полнота и разнообразие используемых материалов по теме;
доступность и оригинальность подачи материала;
методы и приемы организации деятельности учащихся;
мотивация деятельности учащихся;
разнообразие используемых технических и программных средств;
соответствие итогов поставленной цели;
тиражируемость (возможность использования коллегами).
5.8. В заключении выступают руководитель методического объединения и представитель администрации.
Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают вывод о целесообразности использования представленного опыта.
5.9. При анализе открытого занятия все выступающие должны оценить воспитательную роль занятия, его значение. Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим живой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе.
5.10 После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.
5.11. Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам.
6. Внедрение результатов открытого занятия в педагогическую практику.
6.1. Все присутствующие на открытом занятии сдают заполненные бланки листов наблюдений занятия председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа открытого учебного занятия подводятся итоги посещения (приложение 5)
6.2. Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов и предложений относятся к воплощению передового педагогического опыта.
6.3. Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива на педагогическом совете школы. В решении педагогического совета включаются конкретные предложения и рекомендации по использованию опыта.
6.4. Система открытых занятий должна поддерживать все новое, передовое, что рождается в труде педагогического коллектива, способствовать внедрению в практику передовых форм и методов обучения и воспитания учащихся школы.
6.5.Сценарии лучших уроков хранятся в архивах методического совета и размещаются на сайте методического объединения школы.
6.6.Учителю выдаются справки (отзывы) о проведённых открытых уроках, которые размещаются в портфолио учителя.
По материалам http://40309-s-014.edusite.ru/p88aa1.html
Приложение 1
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ | Дидактические задачи | Показатели реального результата решения задачи |
1. Организация начала занятия. | Подготовка учащихся к работе на занятии. | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2. Проверка выполнения домашнего задания. | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
3. Подготовка к основному этапу занятия. | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. | Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
5. Первичная проверка понимания. | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
6. Закрепление знаний и способов действий. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
7. Обобщение и систематизация знаний. | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. | Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
8. Контроль и самопроверка знаний. | Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции. | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
9. Подведение итогов занятий. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
10. Рефлексия. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
11. Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Этапы комбинированного урока:
- Организация начала урока
- Проверка выполнения домашнего задания
- Всесторонняя проверка знаний
- Подготовка к усвоению нового учебного материала.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
- Закрепление новых знаний.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
- Организация начала урока
- Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
Приложение 2
Примерная разработка урока
Открытый урок по ...
Дата ....
учащиеся класса
учитель .....
Тема урока ...
Тип урока -
Методика проведения занятия:
Деятельность учащихся
Цели:
Задачи урока
Для учителя
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные
Для учащихся
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные
Учебно - познавательная деятельность
Этапы урока (время) | Деятельность учащегося | Деятельность учителя |
1 |
|
|
Краткое содержание урока:
Приложение 3
ВАРИАНТ АЛГОРИТМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Характеристика класса.
А) Здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.
Б) Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.
В) После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.
Г) После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
Д) Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.
(Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но н на конкретных учащихся)
2. Затем анализируются внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
3. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях и умениях, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
4. Характеристика замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.
5. Как был построен урок, исходя из его замысла? Характеристика этапов урока, выделение учебно- воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока; анализ соответствия в рамках этих моментов задач, содержания, методов и форм (доказательство оптимальности выбора).
7. Функциональный аспект анализа; определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся; анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
8. Оценка конечного результата урока: оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом урока. Причины этого разрыва; оценка достижения воспитательных и развивающих задач урока; выводы и самооценка урока.
Приложение 4
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКА УРОКА
Школа Класс ____________ Дата _____________
Посещающий ____________________________________
Ф.И.О. учителя ______________________________ Предмет _________________________
Учащихся в классе _______ На уроке ___________
Тема урока: ______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Цели урока: ______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Требование к деятельности учителя | оценка | Требования к работе обучающихся | оценка |
| ||||
хор | удов | неуд | хор | удов | неуд |
| ||
|
|
|
| 1. Внимание обучающихся на различных этапах урока: а) в начале урока б) в конце урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
а) при опросе; б) при изучении нового материала; в) при закреплении |
|
|
|
|
а) научность б) логичность в) систематичность г) доступность д) последовательность |
|
|
|
| ||||
4. Раскрытие темы |
|
|
| 3. Наличие учебной мотивации |
|
|
|
|
5. Отбор материала |
|
|
| 4. Прочность знаний, умений, навыков |
|
|
|
|
6. Организация внимания обучающихся |
|
|
| 5. Самостоятельность суждений |
|
|
|
|
7. Организация развития мыслительных процессов |
|
|
| 6. Отношение к учителю |
|
|
|
|
8. Создание условий обучения: а) учебно-материальные б) школьно-гигиенические в) морально-психологические г) эстетические |
|
|
| 7. Культура труда |
|
|
|
|
8. Речь обучающихся |
|
|
|
| ||||
9. Активная позиция обучающихся |
|
|
|
| ||||
9. Воспитательная сторона урока: а) стимулирование положительного отношения обучающихся к учению б) реализация воспитательной цели в) НРК |
|
|
| 10. Самоконтроль |
|
|
|
|
11. Дисциплина: а) готовность к уроку б) во время урока в) во время самостоятельной работы г) во время объяснения д) во время подачи домашнего задания е) реакция на звонок |
|
|
|
| ||||
10. Создание условий психологической комфортности: а) педагогический такт б) речь учителя |
|
|
|
| ||||
11. Реализация индивидуального похода |
|
|
| Примечания: |
| |||
12. Расчет времени |
|
|
|
| ||||
13. Организация самостоятельной работы |
|
|
|
| ||||
14. Объективность оценивания |
|
|
|
| ||||
15. Домашнее задание |
|
|
|
| ||||
16. Самооценка урока учителем |
|
|
|
|
Выводы: ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Рекомендации: _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Роспись посетившего _______________________
Приложение 5
Итоги посещение открытого занятия
Класс_____________ предмет ________________ дата ________________
Преподаватель________________________
Цель посещения______________________________
№ | Разделы и позиции | Итоги наблюдения |
1. Создание общих условий эффективности урока | ||
1.1. | Указания по организации урока: цель, задачи, этапы |
|
1.2. | Использование на занятии ТСО, оборудования |
|
1.3. | Учет особенностей группы: возраст, уровень подготовленности |
|
1.4. | Обеспечение санитарно - гигиенических условий, валеологический аспект. |
|
1.5. | Рациональное использование времени урока: темп, ритм, отсутствие отступлений, четкие границы урока. |
|
2. Преподавательская компетентность | ||
2.1. | Владение содержанием предмета в современном аспекте |
|
2.2. | Соответствие информации (демонстрации) теме урока |
|
2.3. | Соответствие приемов обучения целям и задачам урока |
|
2.4. | Правильность и профессиональность речи преподавателя. |
|
2.5. | Применение оригинальных приемов и методов обучения, современных технологий. |
|
3. Техника обучения | ||
3.1. | Иллюстрирование объяснения: записи на доске, показ образцов |
|
3.2. | Использование в обучении не менее 2-х форм организации работы (фронтальной, групповой, индивидуальной) |
|
3.3 | Организация самостоятельной работы по овладению материалом на уроке. |
|
3.4. | Использование приемов, активизирующих внимание и память. |
|
3.5. | Использование заданий разных уровней трудности |
|
4. Организация стимулирующего обучения | ||
4.1. | Применение стимулирующих приемов введения в урок и организация итога занятия, активизирующего самостоятельную работу учащихся вне урока |
|
4.2. | Побуждение учащихся к самоанализу и самокоррекции, к оценке и коррекции друг друга |
|
4.3. | Использование приемов обучения, поддерживающих устойчивый интерес к уроку. |
|
4.4. | Предложение заданий творческого и проблемного характера |
|
4.5. | Применение активных методов обучения: диалогов, дискуссий, ролевых игр и т.д. Продолжение » |
Мой открытый урок по физике |
Мои координатыE-mail: ekaterinafilina@mail.ru |